Лесков Николай Семёнович. Русский писатель.
    Биография Библиотека Музеи Галерея
 
Библиотека

Некрещеный поп.

Повесть «Некрещеный поп» была написана Лесковым в 1877 году и впервые напечатан в журнале «Гражданин» в 1977 году. Сам Лесков определил жанровую форму рассказа, как «невероятное событие», «легендарный случай».

Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - Примечания - Аудиокнига

Лесковская повесть «Некрещёный поп» особенно пристального внимания отечественных литературоведов не привлекала. Произведение относили чаще к роду малороссийских «пейзажей» и «жанров», «полных юмора или хотя бы и злой, но весёлой искрящейся сатиры». В самом деле, чего стоят эпизодические, но необыкновенно колоритные образы местного диакона - «любителя хореогра­фического искусства», который «весёлыми ногами» «отхватал перед гостями трепака», или же незадачливого казака Керасенко: тот всё безуспешно пытался уследить за своей «бесстрашной самовольницей» - жинкой.

В «Некрещеном попе» Лесков как будто собирался показать «праведного попа Савву, который живет в ладу с сельским населением и не похож на типичных «сытых скотин», как теперь, используя терминологию петровской эпохи, говорит Лесков о духовенстве.

Между тем в рассказе на фоне украинского села изображена также история сельского богатея Дукача, рассорившегося со всем деревенским «миром», и веселые приключения плутоватой жинки Керасивны, прослывшей ведьмой… А об истории благочестивого, но не крещеного попа автор шутливо замечает в пятнадцатой главе: «До сих пор еще не видать ничего касающегося «некрещеного попа», меж тем, как он уже тут.» Дело в том, что введение, подробно объясняющее обстоятельства несостоявшегося, по вине Керасивны, крещения младенца Саввы, будущего попа, разрослось до размеров настоящего рассказа, и о взрослом Савве было сообщено только в эпилоге».

В этом рассказе как и во многих других произведениях Лескова, раскрывается тема нравственной чистоты праведника, духовного православия и тема наказания божьего, которое за содеянные грехи все равно рано или поздно происходит.

Читая рассказ, мы узнаем, что «в одном малороссийском казачьем селе жил казак Петро Захарович, по прозвищу Дукач». Никому и никогда этот Дукач хорошего слова не молвил и хорошего дела не сделал. Все его боялись: «селяне при встрече с ним открещивались, поспешно переходили на другую сторону, чтобы Дукач не обругал, а при случае, если его сила возьмет, даже и не побил.». Дети, завидя его, «в перепуге бросались в россыпь с криком: «Ой, лышенько, старый Дукач иде».

И все только диву давались, за что бог дал Дукачу богатство и ждали, что скоро придет расправа за его нелюбовь к людям.

И вот у Дукача родился сын, а никто из селян даже слышать не хотел, чтобы его крестить. Вот тут-то кажись, и наказал Дукача Бог. Дукач наперекор всем берет в кумовья своего племянника Агапа да бабу Керасивну, слывшую в деревне ведьмой.

С этого момента и начинаются злоключения Дукача. Только выехали Керасивна с Агатом из дому, как «начал разыгрываться ветер и превратился в жестокую бурю. Небо сверху заволокло свинцом, и пошла лютая метель ...

 

Главы: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - Примечания - Аудиокнига

 

    Биография Библиотека Музеи Галерея О проекте Контакты  
 
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

© LESKOV.org.ru 2015


Группа Лесков Николай Семенович facebook. Группа Лесков Николай Семенович вКонтакте.

Levsha.org.ru
^ Наверх