Лесков Николай Семёнович. Русский писатель.
    Биография Библиотека Музеи Галерея
 
Галерея. Фотографии, иллюстрации, репродукции.

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше»

«Левша» текст повести, художественный фильм, мультфильм и аудиокнига.

Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987) российский график, народный художник РСФСР.
В 1929–31 годах – один из лидеров группы «Тринадцать», которая культивировала «темповое рисование», стремясь выразить динамику современной жизни.
Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова. Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.

Иллюстрации Н.В.Кузьмина к «Левше» Н.С.Лескова.

Иллюстрации - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28

Иллюстрации Н.Кузьмина к «Левше»

«Лесковский штрих Кузьмина другой: озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. Ощущение какого-то струящегося теплого воздуха вокруг фигур туляков. Придворные шаржированы: сияют, как елочные игрушки... Впоследствии, в начале 60-х годов, Н.Кузьмин усилил акценты: царь и двор стали отвратительнее, Левша – жальче, цвет активней, реминисценции из народной графики явственней. Но общий тон сохранился: переливчатое, пересмеивающееся, озорное лесковское узорочье. Впервые индивидуальный графический стиль не приложен к рассказу извне, а как бы рожден самим текстом,в который вошел художник, чтобы пережить изнутри его события.» Л.А.Аннинский.

Николай Васильевич Кузьмин: Об иллюстрациях к «Левше»

В советскую эпоху Лесков был автором, привлекавшим, кажется, изо всех классиков преимущественное внимание художников. Его иллюстрировали Кустодиев, Добужинский, Митрохин, Павлинов, Купреянов и многие другие.

Лескова я читал и чтил давно, но мое касательство к нему как иллюстратора началось рисунком к «Очарованномк страннику» в однотомнике Гослитиздата (1945). К давно задуманным эскизам для «Левши» я приступил исподволь, втихомолку, никому из посторонних не показывал сделанного. Когда было все решено до деталей, я рискнул показать макет «Левши» в издательстве, где он всем понравился. Я возил эскизы в Ленинград показывать А.Н.Лескову. Он воспринял их с горячей заинтересованностью. Иногда ему приходилось разрешать мои недоумения, возникавшие в процессе работы.

– Как, по-вашему, запряжены кони в коляску Платова – тройкой или цугом?
– Разумеется, тройкой.
– А как же в тексте: «И ямщик и форейтор на месте?». Какие же на тройке форейторы?
– Верно, форейтор!.. Ну, это, знаете, у самого внимательного автора случается обмолвка! Вот смотрите, – издание «Левши» с рисунками Н.Н.Каразина, оно вышло при жизни Н.С.Лескова, – Платов на тройке!

С благословения Андрея Николаевича и я изобразил тройку, а то «форейтор» в тексте стоял мне поперек дороги и как-то связывал руки.

Во время одного из посещений я забыл у него свой рисунок с портретом Николая Первого. Он переслал мне его в Москву при письме: «Когда Вы ушли, вечерком усмотрел большой лист и в нем «чертову куклу» и два складных листа изрядной бумаги... За эти дни я вволю всмотрелся в даваемый Вами образ и убедился в его верности и впечатляемости. Я его живо представляю при каждом воспоминании о нем. Значит – внедряется и живет в зрительной памяти. Это именно то «воображение», о котором Лесков говорит в «Тупейном» и которое тогда тщились воплощать все «особы», и превыше всего это достигалось Палкиным» (из письма от 17 мая 1953 года).

А.Н.Лесков писал мне: «Глубокое, от сердца благодарение Вам за Ваше неустанное стремление помочь нашему читателю зрительно вспомнить образы великого мастера слова».
Но случается, что и квалифицированный читатель находит в иллюстрациях нечто такое, что раскрывает ему содержание книги с новой стороны. К.И.Чуковский писал мне по поводу «Левши»: «Вы обнажили ее [книги] главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами, над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами...» Такое признание – высшая награда иллюстратору.

Рисунки к сказу Н.Лескова «Левша» я делал более четырех лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз, о чем свидетельствуют горы эскизов, которые у меня сохранились. Скажу также об общем стиле иллюстраций – он, разумеется, диктовался самим складом данного литературного произведения. Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями, вроде того, например: в Лондон Левша едет сухим путем, а обратно через «Твердиземное море» и т.п. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок.

...относительно внешнего облика Левши. У писателя он рисуется симпатичным, скромным, но знающим себе цену мастером, с чувством собственного достоинства. Нужно ли его изображать непременно косоглазым? «Косой Левша» – это, может быть, всего-навсего прозвище. Если подчеркнуть косоглазие Левши, то получится уродливый облик с жуликоватым, бегающим взглядом («Бог шельму метит»). Поэтому, чтобы сохранить симпатичный облик Левши, мне пришлось отказаться от подчеркивания косоглазия.

Что же касается до его прически, то дьячковские косицы выросли у него во время спешной работы – стричься ему было недосуг. Должен ли он быть более драным и неприбранным? Как-никак он ведь является перед очи строгого начальства, надевает свой праздничный кафтан и старается, чтобы все было форменно.

Некоторые находят, что изба у Левши выглядит хоромами. Известно исторически, что в наших лесных губерниях деревянный сруб был самым дешевым видам жилья и рубились они чаще всего на лесных складах по стандарту. Обычный сруб был в три окошка, соломенная крыша не типична для центральных губерний. О ставнях на окнах говорит сам автор.

Источник: Кузьмин Н. Художник и книга.– М.: «Детская литература», 1985

«Левша» текст повести, художественный фильм, мультфильм и аудиокнига.

 

    Биография Библиотека Музеи Галерея О проекте Контакты  
 
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

© LESKOV.org.ru 2015


Группа Лесков Николай Семенович facebook. Группа Лесков Николай Семенович вКонтакте.

Лесков.
^ Наверх